"Куприн про самооценку"

Как студент-самоубийца из рассказа Куприна попал в научный текст Ивана Петровича Павлова.

Много копий сломано в баталиях на тему самооценки. Многие рассуждают о причинах ее завышения или занижения, о возможностях коррекции, о рисках. Запросы, посвященные самооценке, часто звучат в кабинете психотерапевта. Постоянно приходится задумываться о том, как помочь людям сбалансировать оценку себя, создать базис, фундамент, на котором уверенно и спокойно.

Показался интересным заочный диалог двух великих людей: писателя Куприна и физиолога Павлова. В рассказе «Река жизни» Куприн повествует о том, как в обыденную реальность хозяйки второсортной гостиницы врывается трагический эпизод. Студент-постоялец заканчивает жизнь самоубийством в гостиничном номере. Этому предшествовали следующие события. Студент посещал революционный кружок, а потом на допросе предал своих товарищей. Перед самоубийством студент пишет письмо, из которого становится понятным, как формировался характер студента, как его самооценка стала безнадежно заниженной.

Рассказ не оставил равнодушным великого физиолога Павлова, который написал о студенте Куприна в одной из своих научных работ: «Из письма самоубийцы ясно, что студент сделался жертвой рефлекса рабства, унаследованного от матери-приживалки. Понимай он это хорошо, он, во-первых, справедливее бы судил себя, а во-вторых, мог бы систематическими мерами развить в себе успешное задерживание, подавление этого рефлекса».

Несомненно, Павлов имел ввиду в том числе и психотерапию, которая действительно могла бы помочь герою рассказа. Таким клиентам с токсичным детством приходится сначала помогать доставать и осознавать травмирующие воспоминания. Потом учиться адекватно выражать агрессию, не загоняя по привычке ее внутрь. Заблокированная агрессия, страх перед силой, позиция «снизу» - все это делает качество жизни клиентов низким и побуждает к изменениям.

Талант Куприна позволяет в коротком рассказе четко отследить действия матери студента, которые привели к формированию нездоровой личности героя. Автор досконально описал, «как постепенно шло проникновение в его душу подлой и рабской трусости, как совершалось «тихое оподленье души». Студент видел, как в дни революции «рождались орлята, он и сейчас не отрекается от нее, но y него дряблая душа, и он решает умереть». Рассказ трагический, но недаром же он называется «Река жизни». В финале есть прекрасная мысль автора о том, что придет время, и река жизни «смоет рано или поздно, снесет все твердыни, оковавшие свободу духа». Кстати, Куприн, рано потерявший отца, тоже, вероятно пережил в детстве значительное количество эпизодов, снижающих самооценку. Его мать постоянно пристраивала сына «на бюджет», искала благодетелей, просила людей высокого положения об одолжении. Однако потом, проведя подростковый период в кадетском училище, став офицером, он смог создать себе «внутренний стержень» - адекватную самооценку.

В пространстве отдельной личности провалы самооценки выглядят как отсутствие уверенности в себе, страх перед агрессией или наоборот неадекватно мощный ответ. Где причины? Большинство причин в детстве, но, бывает, что самооценка здорово понижается после общения с тем или иным партнером, или другом, после пребывания, даже во взрослом возрасте, в токсичном коллективе.

Я желаю, чтобы ваша Река Жизни, как писал Куприн, давала раздолье вашему Духу и радовала ваше тело! А если что-то не так, в помощь психотерапия и хорошие книги! Прочитайте рассказ Куприна «Река жизни» - всего 6 страниц! Талант автора не оставит равнодушным!

Доктор Буков

Made on
Tilda